Экзистенциализм

Киргегард и Достоевский [1] Вы, конечно, не ждете от меня, чтобы в течение одного часа, который предоставлен в мое распоряжение, я сколько-нибудь исчерпал сложную и трудную тему о творчестве Киргегарда [2] и Достоевского. Я потому ограничу свою задачу: Но нужно вперед сказать, что за такое короткое время вряд ли удастся выяснить с желательной полнотой даже то, что они думали и рассказывали нам о падении человека. К слову сказать, и у Ницше, который, по обычным представлениям, был так далек от библейских тем, проблема грехопадения является осью или стержнем всей его философской проблематики. Его главная, основная тема — Сократ, в котором он видит декадента, т. Причем падение Сократа он усматривает в том, в чем история — и в особенности история философии — находили всегда и нас поучали находить его величайшую заслугу; в его беспредельном доверии к разуму и добываемому разумом знанию. Когда читаешь размышления Ницше о Сократе, все время невольно вспоминаешь библейское сказание о запретном дереве и соблазнительные слова искусителя: Еще больше, чем Ницше, и еще настойчивее говорит нам о Сократе Киргегард.

Свобода и абсурд

Мир вам и всех благ! А главное святости, то есть осознания собственной безгрешности! Хотя бы всего на минуту прочувствуйте это, и мир предстанет перед вами в ином свете.

И страх (невинного человека) есть головокружение свободы От этого Психологически говоря, грехопадение всегда происходит в обмороке".

Православие и свобода Свобода и абсурд Детерминистские учения умозрительной философии и протестантизма спровоцировали в европейской мысли реакцию индетерминизма: В противовес традиционному пониманию"существования", трактуемого как род низшего бытия и противопоставляемого"сущности" или, по крайней мере, рассматриваемого как предикат последней, экзистенциализм заявил главенство конкретной, индивидуальной, частной, наконец, субъективной"экзистенции" над всем абстрактным, умозрительным, объективным и общим, будь то понятие, идея или сама сущность как таковая.

Из этого следует, что человек есть то, что он сам из себя делает. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование" [ ]. Это утверждение влечет за собой вывод, что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. Над ним нет никаких объективных законов, кроме его собственных, над ним не властна никакая"необходимость", никакой моральный императив.

Человек предоставлен собственному своеволию, и это провозглашается как его свобода: Однако такой полный индивидуализм лишает человека критерия достоверности, который растворяется в субъективном ощущении, игре фантазий и домыслов. Человек оказывается абсолютно одиноким, ибо некому разделить его собственный экзистенциальный опыт. Вместе с утратой Бога исчезает всякая возможность отыскать в мире какие-либо ценности. Экзистенциализм избирает себе в качестве исходного пункта утверждение одного из героев Достоевского: Это порождает тревогу, страх, отчаяние.

Это и есть"философия горделивого отчаяния".

Лев Шестов - Киргегард - религиозный философ Только книга книг, т. Библия, в этом отношении составляет загадочное исключение. В ней рассказывается прямо противоположное тому, что люди усмотрели своим умным зрением.

Нет, она-то как раз и есть свобода, объявляет поэт, и служение ей есть скованная в самой себе», «страх - это обморок свободы», «предмет страха.

Вы страдаете паническими атаками? Помните, Вы не одиноки! Ему подвержены в основном люди молодые и наиболее трудоспособные. Средний возраст пациентов 30 лет. Женщины болеют в 2 раза чаще, чем мужчины. Восемь мыслей вызывающих панику, восемь способов их нейтрализовать. Литвинова Оксана Николаевна, клинический психолог. Научите меня жить с этим страшным, редким заболеванием! Врачи не знают, что со мной!

Ваш браузер не поддерживается

Собственно, лишь в прохождении сквозь страх достижимо подлинное существование. То, что было развито в отношении понятия экзистенциального существования выше, еще остается в плоскости абстрактных соображений. Человек не может возвыситься до экзистенциального существования на основе собственного воления - это возможно лишь благодаря настигающему его страху. Страх подобен огню, поглощающему собой все несущественное, все конечное перед ним вянет, в прохождении сквозь этот болезненный процесс уничтожаются все крепы, оболочки и гарантии, и человек оказывается целиком отдан незащищенности, лишь только в которой и обретается экзистенциальное существование.

Страх есть ничто иное, как. Лишение Состояние потрясения может сковать волю и даже вызвать обморок. Когда сознание придет вреда людям. В любом случае, совершенство и свобода заключается в умении владеть собой.

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С. Чтобы познавать, надо коснуться предмета познания, и признаком этого прикосновения служит потрясение души, С.

Он вырывает из повседневной жизни и открывает нечто совершенно новое. А новое всегда страшно, поскольку выступает в таинственном, необычном виде.

ПРОБЛЕМА страха В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

В этом его настоящее определение. Страх есть посторонняя, чуждая сила, овладевающая индивидуумом; вырваться он не может из ее власти. Киргегард Еще раз напомню — так как это чрезвычайно важно для уяснения задачи, поставляемой себе экзистенциальной философией, — то, что Киргегард нам говорит о грехе, о страхе и о свободе.

Но страх перед Ничто остался, и забыть о нем Киргегард уже не может и не хочет. Страх есть обморок свободы, как бывает обморок у женщин.

Нередко когда человек не понимает что происходит, может возникнуть чувство боязни упасть в обморок, потерять над собой контроль или что вдруг произойдет сердечный приступ , и он уже никогда не встанет. Как же справиться с приступами панических атак? Боязнь потери контроля над собой и ситуацией Во время приступа внезапного страха человек испытывает не только моральный, но и физический дискомфорт. Возникает боязнь потери контроля над телом. Больше всего страх возникает от того, что все вокруг обратят на это внимание.

Но это не так! Внезапный страх никак не вызывает потерю контроля над собой, не стоит думать что вдруг начнете громко кричать или прыгать на совещании, или броситесь под машину.

Страх потерять сознание и упасть в обморок: насколько он реален? |В ФАЛАРИЙСКОМ БЫКЕ 7 страница

Поэтому, когда напуганная законом совесть борется с судом Божиим, не вспоминай ни о разуме, ни о законе, но уповай всецело на благодать и Слово божественного утешения. Держись так, точно бы ты никогда о законе не слышал, и войди в мрак, где не светит тебе ни закон, ни разум, но только лишь тайна веры, которая с несомненностью возвещает тебе, что ты будешь спасен помимо и вне закона, в Христе.

Так ведет нас Евангелие вне - и над светом закона во мрак веры, где нет места ни разуму, ни закону. Закон нужно слушать - но в свое время и на своем месте. Когда Моисей был на горе, где говорил лицом к лицу с Богом, он не знал закона и не правил по закону, когда он сошел с горы, он стал законодателем и управлял народом через закон". Я говорил уже, что Киргегард мало читал Лютера.

Дело в том, что есть такая традиция, когда строят мост, когда его открывают, . и он вместо того, чтобы засмеяться, упал в обморок. Дело в том, что они обделались от страха и не назвали никакого имени.

Сейчас же интерес к нему и во Франции сильно возрос: Но, все-таки, до настоящего времени найдется еще немало людей во Франции, которые едва ли слышали его имя. А меж тем, в других странах влияние Киркегарда на философскую и богословскую мысль огромно. В особенности в Германии, где Киркегарда"открыли" еще в конце прошлого столетия. Знаменитый теолог Карл Барт весь вышел из Киркегарда.

В значительной степени можно сказать то же и о наиболее выдающихся современных философах Германии - Ясперсе и Гейдеггере: Литература о Киркегарде в Германии разрослась безмерно: Но скажу теперь же: Киркегард один из самых сложных и трудных мыслителей. Труден он, главным образом, необычайной и совершенно непривычной для нашего мышления манерой ставить философские вопросы. Сложность его тоже своеобразна: Свою философию он называл экзистенциальной - это значит: И в этом его отличие от профессиональных философов, для которых их философия часто является просто"специальностью", такой, же, какой бывают всякие другие специальности - филология, астрономия, математика, - специальностью, не имеющей никакого отношения и никакой связи с их жизнью.

Это, однако, не значит, что жизнь Киркегарда богата внешними, всем видными и для всех интересными событиями.

Роман Цимбалюк жестко ответил ватнику из госдумы на радио свобода.

Posted on